Проект "Наследники Победы!"

Электронное образование

 

Начало формы

О. А. Кузьминых, Л. В. Сентябрева «Воспитание гражданской позиции обучающихся через участие в проекте «Наследники Победы»»

От Ирина Тарасова  23/11/2015 | 4:29 0Опубликовано в Из деятельности Дворца молодёжи 

О. А. Кузьминых, Л. В. Сентябрева

Воспитание гражданской позиции обучающихся через участие в проекте «Наследники Победы» 

педагог – организатор, педагог дополнительного образования МБУ ДО-центр «Лик», г.Екатеринбург

В  музее образовательного учреждения «Взвейтесь кострами» перед детьми  и подростками  не только раскрываются тайны истории, но и происходит формирование  гражданской позиции, от которой зависит будущее нашей страны.

17 мая 2012 года в Центре  эстетического воспитания детей «ЛИК» Кировского района   Екатеринбурга  открылся  музей «Взвейтесь кострами». Основная  экспозиция музея посвящена истории детского движения на    Урале: скаутов, пионеров, и деятельности  детей-волонтёров сегодняшних дней. В год 70-летия  Победы  нашего народа  в Великой Отечественной войне   обучающиеся Центра приняли участие в проекте  «Наследники Победы».  Целью проекта: привлечение детей, родителей, педагогов к сохранению памяти о героических днях борьбы с фашизмом.

Обучающиеся в  коллективах нашего Центра  приходят в музей на  тематические экскурсии: «Юные герои  Уральского Добровольческого танкового корпуса»,  А. П. Гайдар. «Обыкновенная биография в  необыкновенное время»,  «Дети блокадного Ленинграда»,  «Труд  детей в годы войны», «Свердловск в   годы войны» и др.  В ходе экскурсий  обучающиеся    могут увидеть, потрогать и рассмотреть экспонаты —  фляжку и котелок,  копии  самодельных   игрушек детей военной поры, «подарки фронту» — варежки для бойца, кисет, могут примерить пилотку, шлем танкиста, испытать    вес     военной рации, увидеть  копии плакатов военного времени.  Большое эмоциональное воздействие оказывают на детей  просмотр мультипликационных фильмов о войне: «Салют», «Василёк», «Солдатская лампа»;  документальные  кадры военной кинохроники, а также  стихи и песни о войне. Дети узнают о новых, недавно появившихся   памятниках: единственном в мире памятнике шинели  в  Арамиле – каждый четвёртый боец Красной Армии был одет в шинель из арамильского сукна; о памятнике, посвящённом нелегкому труду  фронтовых бригад, в числе которых было немало детей и подростков. Приобретая новые знания, дети сопоставляют ранее полученную информацию с личным опытом: кто-то читал  повести А.П.Гайдара,  кто-то был с дедушкой  на экскурсии в Брянских лесах и видел партизанские землянки, у кого-то дома хранится пионерский галстук бабушки. Отвечая на вопрос: «Совершаются ли  подвиги сегодня?», юные посетители музея  узнают, что десятилетний нижегородец  Дима Филюшин  вынес из огня троих маленьких детей, а ученик 4-го класса 10-й иркутской школы ценой своей жизни спас тонувшую девятилетнюю девочку.   Посещение  музея для  детей объединений Центра  становится основой для дальнейшей  творческой деятельности. Так, например,  девочки  из  коллектива «Юные рукодельницы» узнали о   фронтовых посылках детей тыла. Теперь они  готовят  подарки для ветеранов. Участники  театральной студии «Арлекино»  эмоционально  проживали  судьбы детей войны. Это помогает  им в  создании образов   Валентинки из повести Л.Воронковой «Девочка из города»,  Вани Солнцева из повести В.Катаева «Сын полка». А  старшеклассники литературной студии и «Юные краеведы» провели в музее  встречу, на которой  ознакомились с видеозаписью воспоминаний  «детей войны», обменивались чтением стихов, пели военные песни.

Одним  из этапов проекта «Наследники Победы» стала  поисковая работа   «Портрет героя  моей семьи». Дети узнали о судьбах  своих  родственников: об участниках  войны;   детях войны – тружениках тыла,  работавших  в годы войны;   юных  узниках гетто и концлагерей, а также  о героях сегодняшнего времени. Впоисковой работе  приняли участие дети, их родственники, педагоги Центра. Заключительным этапом проекта «Наследники  Победы» стала интеллектуально-познавательная игра и творческий отчет – презентация перед тружениками тыла, ветеранами войны, родителями, педагогами Центра. Итогом работы стала электронная Книга Памяти, размещенная на сайте Центра.

 Обучающиеся из объединения  «Юный краевед» (руководитель Сентябрёва Любовь Васильевна) — самые частые посетители нашего музея. Гражданско-патриотическое воспитание  детей этого коллектива реализуется через поисковую и исследовательскую работу. Обучающиеся  с большим интересом участвуют в конкурсах разного уровня: в районном конкурсе «Потомки героев», во Всероссийском конкурсе детских  исследовательских  проектов «Талантоха», в котором заняли 3-е место. В рамках  подготовки  к городскому  конкурсу юных краеведов «Свердловск в годы Великой Отечественной войны»  обучающиеся  выступили  в  роли  экскурсоводов, и заняли 1-е  место в районе и 3-е место в городе. Большое место в работе с «Юными  краеведами»  уделяется  тематическим экскурсиям. Более 30 детей коллектива и их родители приняли участие в автобусной экскурсии «Памятники Великой Отечественной войны Екатеринбурга», с большим интересом посетив памятники нашего города: «Седой Урал», памятник  Михаилу Одинцову, памятник преподавателям и студентам УрФУ, памятник маршалу Г.К. Жукову, памятник Уральскому добровольческому танковому корпусу, памятник разведчику Николаю Кузнецову, памятник «Детям войны – труженикам тыла» и другие.  Посещение музеев города, таких как «Крылатая гвардия»,  «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме,  музея Уралмаш завода, экскурсия по городу «Памятники  Екатеринбурга, связанные с Великой Отечественной войной»  помогают реализовать поставленные руководителем коллектива цели и задачи  по гражданско-патриотическому воспитанию как одного из основных направлений духовно-нравственного воспитания. Эти мероприятия  расширяют кругозор ребёнка,  помогают ему прикоснуться к истории нашей страны и осознать значимость предстоящего юбилея Великой Победы.

Памятник – это история, которая живет рядом с нами. И каждый, проходящий мимо памятника, видит перед собой живую историю. Память – это свойство души хранить, помнить о былом, не забывать прошлого.

Памятники Великой Отечественной войны – это наша память, поклонение и уважение всем тем, кто в страшные годы войны ковал Победу!